Мдааа, начал за здравие, закончил за упокой.
Сотонисты, каннибалы, Свидетели Иегова, коммунисты, индийские касты, фашисты, интернационалисты Че, мусульмане, атеисты. Немало собрал автор под земляной крышей метро. И не слова о христианах, как будто нет такой религии более.
Встреченные гл.гер. Артемом люди, как символы уходящей эпохи...Старичок, живущий еще советским(!) временем, жестоко убитый фашистами. С его смертью приходит осознание тленности всего прошлого, того, что уже никогда не возродится.
Глуховский рассуждает о вере, о религии и ее назначении, его воображение создало религию метро-каннибалов, Великого Червя, мифологическое переосмысление сотворения мира :Вначале была Земля. Потом появился Великий Червь, и стал он рыть туннели, стало ему скучно и он создал животных и человека.
Не знаю как вам, но мне идея об избранности Артема, как недостающего звена, "парламентера" и т.д. сильно напомнила идейно-философские мотивы Матрицы. Здесь имеем по одну сторону баррикад человеческую расу, по другую - "черных", с их черной, лоснящейся кожей, устойчивой к радиации и январским морозам. В Матрице, людей и машин. И Нео, обредший способность чувствовать машины. Артем, сумевший услышать зов "черных", понять их мутированную природу, осознать их начальную невраждебность и потребность в мире и сотрудничестве с людьми.
Глуховский сумел создать потрясающий мир мини моделей различных социумов с дальнейшими перспективами развития или деградации. Основой одних стала религия, других - армия и военные либо ученые.
Ну что ж, автор заставил, на мой взгляд, своих читателей с нетерпением ждать выхода второй части "Метро 2034".